игры кубик рубика пазлы электронные компьютерные игры развлечения учебники школьники студенты программы
WWW.ROSSPROGRAMMPRODUCT.COM - Главная страница сайта
English

Документация к программе
"Настоящий Виртуальный Кубик Рубика"


О программе

Руководство по работе

Как писать сценарии

Как собрать?

Руководство по работе с программой
"Настоящий Виртуальный Кубик Рубика"

Начало работы.

Запустите программу двойным щелчком по значку "BestRubiksCube.exe"

Щёлкните по кнопке "Старт", расположенной справа в меню.

После этого начнут вращаться произвольно выбранные ряды маленьких кубиков Виртуального Кубика Рубика.

Теперь ваша задача – собрать Виртуальный Кубик Рубика в первоначальное состояние.

Основные приёмы работы с программой.

Вращение сцены.

Вы можете вращать сцену с Виртуальным Кубиком Рубика при помощи мыши или клавиатуры.

Вращение сцены при помощи мыши.

Чтобы совершить вращение вокруг произвольной оси при помощи мыши необходимо:

  1. Установить курсор мыши на Кубике или где-нибудь совсем рядом с ним.
  2. Нажать на левую кнопку мыши (именно нажать, а не щёлкать!).
  3. Не опуская кнопки мыши, двигать курсор в сторону поворота, перпендикулярно оси вращения.

При помощи мыши также можно вращать сцену вокруг воображаемой оси, выходящей из центра окна программы, перпендикулярно плоскости экрана монитора. Для этого нужно:

  1. Установить курсор мыши где-нибудь поблизости от Кубика, но вне окружности, в которую вписан Виртуальный Кубик Рубика.
  2. Когда на экране появится кольцо из зелёных стрелок, нажать на левую кнопку мыши (нажать, а не щёлкать!).
  3. Не опуская кнопки мыши, двигать курсор в сторону поворота, вдоль этих стрелок.

Вращение сцены при помощи клавиатуры.

Используйте клавиши "Стрелка вверх" и "Стрелка вниз" для вращения сцены с Виртуальным Кубиком Рубика вокруг воображаемой горизонтальной оси.

Нажатие на клавиши "Стрелка влево" и "Стрелка вправо" вращает сцену вокруг воображаемой вертикальной оси.

Чтобы вращать сцену с Виртуальным Кубиком Рубика вокруг оси, перпендикулярной плоскости экрана, используйте клавиши "Home" (для вращения против часовой стрелки) и "End" (для вращения по часовой стрелке).

Поворот ряда маленьких кубиков Виртуального Кубика Рубика.

Вы можете повернуть в произвольную сторону на 90 или на 180 градусов один или сразу несколько рядов кубиков.

Выбор угла поворота.

Установите курсор мыши в любом месте клиентской области окна программы и щёлкните правой кнопкой мыши. В появившемся меню выберите нужную опцию: 90° или 180°.

Поворот одного ряда кубиков.

Чтобы повернуть выбранный ряд кубиков выполните следующие действия:

  1. Установите курсор мыши над одним из маленьких кубиков ряда, который вы решили повернуть. Над этим кубиком появится перекрестие из четырёх жёлтых стрелок и четырёх отрезков на диагоналях.
  2. Перемещайте курсор мыши над кубиком, до тех пор, пока над выбранным для поворота рядом не появится кольцо из красно–жёлто–зелёных стрелок, зелёный конец которых должен указывать направление поворота.
  3. Щёлкните левой кнопкой мыши

Внимание! Цвета – красный, жёлтый, зелёный – выбраны по аналогии со светофором. Если у вас какие-либо проблемы с различением цветов или вам просто не нравятся предложенные цвета, вы можете изменить все цветовые настройки по своему вкусу.

Для этого откройте диалоговую панель "Цвета", щёлкнув по пункту "Цвета" в меню "Изменить".

Поворот нескольких рядов кубиков.

Вы можете повернуть сразу несколько рядов кубиков Виртуального Кубика Рубика, если эти ряды расположены рядом друг с другом. Для этого необходимо перед началом поворота нажать на одну из следующих клавиш:

  2 – для поворота сразу двух рядов
  3 – для поворота сразу трёх рядов
  4 – для поворота сразу четырёх рядов
  5 – для поворота сразу пяти рядов
  6 – для поворота сразу шести рядов
  7 – для поворота сразу семи рядов
  8 – для поворота сразу восьми рядов
  9 – для поворота сразу девяти рядов
  1 – для поворота сразу десяти рядов
F1 – для поворота сразу одиннадцати рядов
F2 – для поворота сразу двенадцати рядов
F3 – для поворота сразу тринадцати рядов
F4 – для поворота сразу четырнадцати рядов
F5 – для поворота сразу пятнадцати рядов
F6 – для поворота сразу шестнадцати рядов
F7 – для поворота сразу семнадцати рядов
F8 – для поворота сразу восемнадцати рядов
F9 – для поворота сразу девятнадцати рядов
  0 – для поворота сразу двадцати рядов
F11–для поворота сразу двадцать одного ряда
F12–для поворота сразу двадцати двух рядов

Какие конкретно ряды будут повёрнуты, зависит от положения курсора мыши.

Допустим курсор мыши находится в зоне 3L или 3R (см. рисунок слева) и вы решили повернуть сразу пять рядов, т. е. вы удерживаете нажатой клавишу "5", тогда, после щелчка левой кнопкой мыши, будет повёрнут верхний, обращённый к вам ряд, на котором отображены стрелки, и ещё четыре ряда за ним. (Естественно будет повёрнуто пять рядов только в том случае, если размерность Виртуального Кубика Рубика не меньше 5х5х5.)

Если курсор мыши находится в зоне 2L (или 2R), то, кроме выбранного ряда кубиков, будут повёрнуты ещё четыре ряда слева (или справа), при том условии, разумеется, если слева (справа) имеется такое количество рядов. В противном случае будет повёрнуто меньшее число рядов.

Если курсор мыши находится в зоне 1L (или 1R) и число рядов, которые вы решили повернуть нечётное, то в этом случае слева и справа от выбранного ряда, будет повёрнуто одинаковое количество рядов. Например, при повороте сразу пяти рядов, в этом случае слева и справа от выбранного ряда кубиков будет повёрнуто ещё по два, если, опять же, слева и справа имеется не менее двух рядов.

Наконец, если курсор мыши находится в зоне 1L (или 1R) и число рядов, которые вы решили повернуть, чётное, то слева от выбранного ряда кубиков будет повёрнуто на один ряд больше (или меньше) чем справа. Например, при повороте шести рядов одновременно, в первом случае слева от выбранного ряда будет повёрнуто три ряда, а справа два, а во втором случае наоборот, слева от выбранного ряда будет повёрнуто два ряда, а справа три.

На рисунке показано, какие ряды будут повернуты при заданных положениях курсора и с нажатой клавишей 3.

Отмена и повторение вращений.

Вы можете отменить ряд последовательных вращений или снова выполнить отмененные вращения.

Используйте для этого соответствующие пункты плавающего меню или горячие клавиши U - для отмены вращений и R - для повторного выполнения ранее отмененных вращений.

Работа с программой без мыши.

В принципе, при работе с программой, вы вполне можете обойтись без мыши, пользуясь одной клавиатурой.

Перемещение курсора.

Для перемещения курсора используйте следующие сочетания клавиш:

+ или + "Alt"("Ctrl") +"Стрелка влево" – для перемещения курсора влево;

+ или + "Alt"("Ctrl")+"Стрелка вправо" – для перемещения курсора вправо;

+ или + "Alt"("Ctrl")+"Стрелка вниз" – для перемещения курсора вниз;

+ или + "Alt"("Ctrl")+"Стрелка вверх" – для перемещения курсора вверх.

Поворот выбранного ряда кубиков.

После того, как курсор мыши будет зафиксирован в нужном для осуществления поворота месте, вы можете дать команду на начало поворота нажав на клавишу "Enter".

Работа с меню. Изменение настроек.


Меню "Файл".

Сохранение и открытие файла.

Если вы не успели собрать Виртуальный Кубик Рубика за одну сессию, вы можете сохранить текущий Кубик в файл и продолжить сборку Виртуального Кубика Рубика в другой раз. Файлы Виртуального Кубика Рубика имеют расширение CRF и значок .

  • Для открытия сохранённого Кубика в меню Файл выберите элемент Открыть - Сохраненный Кубик.
  • Если текущий Кубик Рубика был открыт из файла, то, после щелчка по пункту Сохранить меню Файл, файл будет перезаписан. Если же текущий Кубик не был открыт из файла, то появится диалоговая панель с предложением сохранить Кубик в файл.
  • Чтобы запустить сохранённый сценарий, не загружая его в редактор сценариев, выберите команду Открыть - Сценарий в меню Файл.
  • Для сохранения открытого из файла Кубика в другой файл выберите команду Сохранить как в меню Файл.

Для выхода из программы выберите в меню Файл команду Выход.

Команды Новый Кубик, Сохранить и Выход продублированы в плавающем меню, которое вы можете открыть, щёлкнув правой кнопкой мыши в любом месте клиентской области окна программы.

Меню "Изменить".

Изменение размерности Виртуального Кубика Рубика.

  1. Откройте диалоговую панель "Новый Виртуальный Кубик Рубика" выбрав в меню Изменить команду Размерность Кубика.
  2. Введите в поле ввода новое число, определяющее размерность Виртуального Кубика Рубика.
  3. Щелчком по кнопке «OK» закройте диалоговую панель.

Если вы выберите опцию "Сохранить текущий Кубик Рубика", то после щелчка по кнопке «OK» появится диалоговая панель с предложением сохранить текущий Кубик Рубика в файл (если вы открыли Кубик Рубика из файла, то при выборе этой опции файл будет перезаписан). В противном случае сразу будет сгенерирован новый Кубик Рубика без сохранения старого.

Изменение опций.

При помощи панели "Опции" вы можете управлять отображением сцены и качеством анимации.
Для открытия этой панели выберите команду Опции в меню Изменить.

Управление качеством анимации.

Если у вас не самый быстрый процессор, то, чтобы ускорить вращение сцены и вращение рядов кубиков, рекомендуется сдвинуть на одно или несколько делений вправо ползунки трекбаров "Вращение сцены" и "Вращение рядов".

После этого все вращения будут происходить быстрее, но качество анимации ухудшится.

Если же у вас самый современный процессор, то вы можете улучшить качество анимации, сдвинув ползунки трекбаров влево.

Опция "Разрешить Поствращение".

Если эта опция выбрана, то сцена с Виртуальным Кубиком Рубика будет продолжать вращаться "по инерции" в заданную сторону до тех пор, пока вы нажимаете на левую клавишу мыши, даже если и курсор мыши будет оставаться неподвижным.

Если же эта опция не выбрана, то сцена будет вращаться только во время движения курсора мыши.

По умолчанию поствращение разрешено.

Опция "Разрешить видимость осей XYZ".

Эта опция включает/отключает отрисовку координатных осей. Оси координат вам могут понадобиться, если вы решите написать сценарий для Виртуального Кубика Рубика.

По умолчанию отображение координатных осей отключено.

Опция "Разрешить видимость панорамных колец".

Эта опция включает/отключает отрисовку панорамных колец, которые помогают вам ориентироваться при вращении сцены.

На рисунке сцена с панорамными кольцами (слева) и без них (справа).


Изменение угла зрения.

Вы можете изменить угол зрения, под которым видна сцена. Диапазон изменений от до 45° – сцена будет видна словно через широкоугольный объектив "Рыбий глаз".

По умолчанию угол зрения равен 25 градусам.

Число поворотов, происходящих после щелчка по кнопке "Старт".

По умолчанию, после нажатия на кнопку "Старт", будет совершено 21 поворотов рядов кубиков Виртуального Кубика Рубика. Вы можете задать любое другое число поворотов, при условии, если это число не меньше 12.

Управление внешним видом Кубика Рубика.

Если сдвинуть вправо ползунок трекбара "Сглаживание", то ребра и углы кубиков будут более округлыми, если же сдвинуть этот ползунок влево, то кубики станут "более угловатыми".

На рисунке: слева - минимальное сглаживание, справа - максимальное, в центре - среднее сглаживание (по умолчанию - среднее).

Изменение цветовых настроек.

Вы можете изменить по своему вкусу все без исключения цвета, используемые программой.

Для этого откройте диалоговую панель "Цвета", выбрав команду Цвета в меню Изменить.

Опцию "Использовать фирменные фон и внутренний материал" рекомендуется отключить, если процессор вашего компьютера имеет недостаточно высокую тактовую частоту.

Фоновый узор перестанет изменяться, если выбрать опцию "Статичный фон".




Описание редактора сценариев см. в документе Как писать сценарии для программы "Настоящий Виртуальный Кубик Рубика"


Если программа работает некорректно, прочтите, пожалуйста этот документ: http://www.rossprogrammproduct.com/problems/problems_rus.htm


Copyright © РОССПРОГРАММПРОДУКТ ®.


О программе

Руководство по работе

Как писать сценарии

Как собрать?